Имея намерение купить собственность в Турецкой Республике, иностранному гражданину стоит заранее узнать, какие документы официально подтверждают право собственности на жильё, что такое ТАПУ в Турции, какие бумаги нужны иностранному инвестору, чтобы оформить свидетельство, а также этапы и нюансы его получения.
В Турции заключение соглашения о покупке недвижимого имущества не дает оснований для перехода права собственности к новому владельцу. Для этого нужно получить TAPU.
Оформление ТАПУ в Турции
ТАПУ, также известный как свидетельство о праве собственности на недвижимость, является официальным документом, закрепляющим право владения на недвижимое имущество в Турции. Купля-продажа объекта на территории республики не подтверждает передачу права собственности, поэтому ТАПУ является единственным документом, который гарантирует право собственности.
Свидетельство выдается специализированными государственными учреждениями и уполномоченными сотрудниками Кадастрового управления Турции. Процедура оформления документа для иностранных граждан осуществляется в присутствии присяжного переводчика, который заверяет легитимность процедуры.
ТАПУ выглядит как официальный документ с фотографией и личными данными владельца, где указана информация о недвижимости, ее площади, расположении, стоимости и предыдущих владельцах.
Иностранные граждане, оформившие TAPU на недвижимость в Турецкой Республике, могут претендовать на получение краткосрочного ВНЖ, который выдается на 1–2 года с возможностью дальнейшего продления. Супруги и несовершеннолетние дети могут также претендовать на получение семейного ВНЖ вместе с владельцем, на которого оформлен ТАПУ.
С начала 16 октября 2023 года в законодательстве произошли важные изменения, касающиеся минимальной стоимости недвижимости для оформления первичного вида на жительство. Если вы стали обладателем свидетельства о праве собственности (ТАПУ) после указанной даты, убедитесь, что кадастровая стоимость объекта превышает 200 000$ в лировом эквиваленте на момент регистрации. Как и прежде, выбранный вами объект должен находиться в открытом для получения ВНЖ районе.
Особенности выдачи ТАПУ для строящейся недвижимости
В Турецкой Республике право владения может оформляться не только на готовые объекты, но и на строение, находящееся на этапе возведения. В таком случае право собственности будет привязано не к строящейся недвижимости, а к независимой части земельного участка, на котором ведутся строительные работы. Это актуально, если нужно получить кредитные средства в банке (в случае, если объект уже достиг определенного этапа готовности). При этом наличие ТАПУ не гарантирует и не показывает, что строение сдано в эксплуатацию, так как для этого в Турции есть другой документ — Искан, то есть технический паспорт на объект недвижимости.
Процедура оформления TAPU для апартаментов в новостройке идентична процедуре для жилья на вторичном рынке.
Виды ТАПУ и их особенности
Законодательством страны предусмотрено два вида TAPU:
1 - Красного цвета оформляется на землю с построенной на ней недвижимостью любого типа.
2 – Синего цвета для земельного участка без каких-либо построек на нем.
Важно знать, что в таком документе не указывается информация о площади постройки, но предусмотрено внесение данных о размере участка.
Данные в Тапу
Кадастровое свидетельство на землю или на квартиру в Турции представляет собой бланк с информацией:
- Кадастровый номер участка, где расположен объект недвижимости.
- Адрес участка.
- Статус участка (Arsa) и площадь.
- Тип владения собственностью – сервитут, кондоминиум, таймшер.
- Официальная цена недвижимого имущества в турецких лирах.
- Дата приобретения объекта предыдущими владельцами.
- Регистрационные данные ТАПУ прежнего собственника, которые будут меняться после перехода права собственности.
- Информация о регистрации нового TAPU.
- Дата покупки недвижимого имущества новым собственником.
Все внесенные данные подкрепляются подписью уполномоченного сотрудника и печатью Кадастрового управления.
Терминология
Право собственности на определенный объект недвижимости в Турции подразумевает внесение статуса объекта, которых может быть три:
- Kat İrtifakı (кат иртифакы);
- Kat Mülkiyeti (кат мюлькиети);
- Devre mulk.
Последний вариант для иностранных покупателей не имеет значение, так как иностранцы не покупают объекты с таким статусом.
Правовая терминология в Турции для ТАПУ не имеет аналогов перевода на русский язык, поэтому, для более глубокого понимания стоит остановиться на каждом из них подробнее.
- Kat İrtifakı (строительный сервитут) или предварительная регистрация недвижимости в жилой фонд или переходной документ, который застройщик, возводящий жилой комплекс, регистрирует в Кадастровом отделе. Таким образом квартиры, существующие только в строительных документах, попадают в жилой фонд. На такое жилье выдается свидетельство «отдельная квартира», однако по факту есть только земельный участок, уже разбитый по документам на апартаменты со своими отдельными ТАПУ, полученными на основании предварительной регистрации в жилом фонде Kat İrtifakı.
- Kat Mülkiyeti (кондоминиум) оформляют после того, как на объект со статусом Kat İrtifakı получен Искан (технический паспорт). После этого, отметка в свидетельстве о временном техпаспорте «отдельная квартира» или «bağımsız bölüm» меняется на окончательный термин «mesken». В ТАПУ будет стоять отметка в соответствующей графе.
- «Bağımsız bölüm» — обозначение, указывающее на временный статус регистрации квартиры в жилой фонд, полученный в период застройки участка.
- «Mesken» показывает, что апартаменты перешли в статус окончательной регистрации в турецкий жилой фонд, строительство окончено, и дом введен в эксплуатацию, что подтверждено Кадастровым управлением.
Помимо вышеописанных данных, два типа ТАПУ будут отличаться друг от друга суммой налогов. Закономерно, что окончательное свидетельство стоит дороже. По факту, перевод тапу из Kat Irtifaki в Kat Mülkiyeti является больше формальностью для государства, как дополнительный источник налогов. Поэтому сейчас кадастровое управление после полученной инфо от муниципалитета самостоятельно меняет временный статус в постоянный.
TAPU нового образца состоит из четырех частей:
1. Информация о локации и адресе.
- İli — провинция/регион
- İlçe —район
- Mahallesi / Köy — квартал, поселение
- Ada No и Parsel No — номер участка
- Yüz Ölçümü — площадь земли
- Niteliği — тип недвижимости (характеристики)
- Fotoğraf — фото владельца
2. Информация об объекте недвижимости.
- Niteliği — тип недвижимого имущества
- Blok No - Çiriş - Kat No — номер блока, подъезд и этаж
- Arsa Payi — доля собственника
- Bağımsız Bulüm No — номер независимого объекта (квартиры, офиса и т. д)
- Proje m² — площадь объекта
- Cilt/Sayfa No — номер страницы и записи
- Информация о владельцах
- Информация Управления реестра недвижимости Турции
3. Информация о владельце
- Adı Soyadu / Baba Adı — имя (имена) владельца
- Hissesi — доля в собственности
4. Информация Управления реестра недвижимости Турции
- Taşınmaz Tipi / No — тип недвижимости и номер
- Konum Bilgisi — информация о местонахождении
- Edinme Neder — форма собственности (покупка, наследство или дарение)
- Tescil Tarihi / Yevmiye No — дата и номер регистрации
- Işlem Bedeli — стоимость недвижимости
Выдача ТАПУ: где и кем
После того, как между покупателем недвижимости в Турции и продавцом подписывается контракт, производится взаиморасчет и уплата всех налогов, все участники сделки, а также представитель риелторского агентства и переводчик (его присутствие обязательно для всех иностранцев без знаний турецкого языка) в назначенное время встречаются в Кадастровом отделе для передачи ТАПУ.
Переоформление Тапу происходит в Кадастровом комитете по месту нахождения жилья. На встрече составляется и подписывается акт, по которому обе стороны не имеют никаких претензий друг к другу, после чего и производится передача права владения.
Инвесторам из-за рубежа стоит помнить, что наличие заверения
присяжного переводчика обязательно, так как подтверждает легитимность выданного свидетельства. Новый владелец вписывается в кадастровую книгу и ему выдается непосредственно сам документ на недвижимое имущество в Турции.
Как получить ТАПУ
Чтобы получить ТАПУ, помимо взаиморасчетов между покупателем и продавцом, на встречу в Кадастровом управлении покупатель должен подготовить пакет документов:
- загранпаспорт в оригинале;
- копия загранпаспорта, переведенная на турецкий язык и заверенная нотариально;
- индивидуальный налоговый номер (его необходимо предварительно оформить в Налоговом управлении по месту приобретения квартиры);
- договор купли-продажи;
- 4 фото будущего собственника.
Если вы планируете делегировать оформление свидетельства на посредников (например, представителей риелторского агентства), в управление предоставляется нотариальная
доверенность.
Как рассчитывается и сколько стоит оформление ТАПУ
Ориентировочная стоимость оформления ТАПУ 2 000 €.
С 2020 года стоимость оформления Тапу на любой объект - 4% от его кадастровой цены.
Помимо самой стоимости Tapu иностранному инвестору нужно будет оплатить и другие сопутствующие расходы:
- Взнос за оформление ТАПУ. Это фиксированная сумма в турецких лирах, которая не зависит от того, сколько собственников будет внесено в документ.
- Оплата экспертной оценки жилья. Проводится для установления реальной кадастровой стоимости объекта. Эта процедура проводится заблаговременно, то есть до того, как в управление будет подан пакет бумаг на оформление нового свидетельства.
После выдачи документа, подтверждающего владение недвижимостью, новый хозяин апартаментов может приступать к подаче заявки для вида на жительства или на гражданство, а также абонентов на поставку коммунальных услуг.
Компания Profit Real Estate поможет Вам решить любые вопросы, связанные с выбором покупкой и оформлением во владение качественной турецкой недвижимости. Мы знаем, как максимально упростить и ускорить покупку ликвидного жилья в Турции!